воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Живое интервью


Однажды вечером пришло мне сообщение на facebook. Девушка по имени Майя представилась журналисткой, пищущей для TUT.BY. Услышав о моем проекте Tickets Waiter, она нашла меня и предложила взять у меня интервью.

Так случилось мое первое в жизни интервью! Мы вместе выбрали удобную для нас дату и место встречи. Волнительный вечер, примерка половины гардероба - и вот этот день настал!
Хочу вам сказать - было безумно интересно! Пришло осознание, что разработанный исключельно для себя сервис по отслеживанию билетов оказался полезным обществу. Именно это чувство придавало тогда мне уверенности и страх улетучился далеко-далеко. Остался только интерес общения, общения за чашечкой кофе.
Более десятка СМИ опубликовало кусочек моего интервью. К сожалению или к счастью, большая часть диалога была урезана редакторами. Но мне выслали полное интервью и живые фотографии. 
И вот наконец я нашла время и решила об этом написать.
***
Все чаще девушки выбирают технические специальности, идут в инженеры и программисты, не боятся потягаться с мужчинами в такой, казалось бы, неженской работе. Почему набирает обороты тенденция к увеличению количества девушек-программистов, и каково барышням работать в мужской среде? Об этом TUT.BY побеседовал с молодой программисткой из IBA Group Светланой Митрахович.     
Светлана в 2012 году окончила БГУИР, где обучалась на факультете компьютерных систем и сетей по специальности «Информатика», после поступила в магистратуру при БГУИРе на специальность «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». Сейчас девушка работает программистом в крупной компании, пишет на Java и создает свои проекты. И, кстати, по сложившему стереотипу девушка-программист – это не всегда «пацанка», героиня нашего материала симпатичная миловидная барышня, которая в свободное время любит готовить, вышивать и, конечно же, ходить по магазинам.     
- Ещё в школе мне очень нравилась математика и физика, - рассказывает Светлана. - Сложно давалась литература и особенно история (самый нелюбимый предмет). В старших классах я была призером областных олимпиад по физике и награждена фотоаппаратом (сколько счастья-то было!).
- То есть, вы совершенно осознанно выбрали специальность перед поступлением?
- Профессию программиста я выбрала ещё в школе. В старших классах у нас появился урок «Информатика». Отчетливо помню, как мы заставляли эти громоздские школьные мониторы с синим экраном Pascal'я выполнять различные математические алгоритмы. Тогда и появился интерес к программированию.  Конечно, родители тоже помогали определиться с выбором. В том возрасте я слабо представляла, что делают программисты на работе в течение 8 часов. Папа тогда о профессии говорил так: «У программистов работа не пыльная, немножко посидят в компьютерах, а потом ходят весь день кофе пьют, ничего не делают» - вот так это выглядело со стороны по его мнению. Я подумала, а что, кофе я люблю, значит и работа мне подходит :D Шучу-шучу.
- На деле все оказалось сложнее, чем предполагал папа?
- Задания бывают самые разные: разработать что-то, протестировать, спроектировать базу данных. Кофе в моей работе тоже встречается, и достаточно часто. Я считаю, что работа эта творческая. Можно несколько часов продумывать реализацию задания, а потом сделать его за час. И вот в часы раздумья может казаться, что мы только кофе и пьем. Мне нравится моя профессия, если бы я сейчас снова поступала в университет, то опять пошла бы в программисты.

- В мужском коллективе сложно работать?
- Вовсе нет и даже наоборот! Я думаю, с парнями проще работать. Наверное потому что они не такие эмоциональные, как девушки. Во время учебы в университете мне довелось поработать на переписи населения. В течение месяца я с утра до вечера работала в женском коллективе. И теперь я могу с уверенностью сказать, это нелегко (крайне тяжело).
- Почему девушки в последнее время выбирают IT-специальности? Раньше программирование было сугубо мужской работой. 
- На 1 курсе университета в моей группе из 30 человек было всего 3 девушки. Сейчас же идет тенденция к увеличению количества девушек программистов. Основная причина, конечно, связана с достойной оплатой труда. Но все же я считаю, что и девушка может хорошо себя проявлять в IT-специальности и быть заинтересованной этим процессом.
- Есть такие барышни, которые идут в программисты, чтобы найти парня, у которого приличная работа и хорошая зарплата? Про девушек в Минске даже шутят, что на всех программистов не хватит, давайте в очередь.
- Тут я не соглашусь. Устроиться на работу в IT-компанию не так-то просто. Только в поисках парня работу не получишь - нужно образование и способности в программировании. Во время учебы в университете много ребят (не только девчонок) на потоке были отчислены из-за неуспеваемости. 
- Как часто теперь среди девушек-программисток встречаются "пацанки"?
- Довольно часто. Думаю, это влияние мужского коллектива. Девушкам из IT хватает мужского внимания и наверное поэтому они утром час у зеркала не проводят.
- Насколько мне известно, помимо основной работы у вас еще есть свой проект по мониторингу билетов БЖД, как случилось так, что девушку-программиста заинтересовали поезда? 
- Все началось еще в студенческие годы. Чтобы попасть домой на Новый год, билет я купила за месяц (иначе разобрали бы). А в декабре зимняя сессия и даты экзаменов мы ещё тогда не знали. А когда узнали, получилось, что последний экзамен позже даты моего отъезда. Просилась тогда у преподавателя досрочно сдать экзамен. Теоретически билет может появиться (кто-то ведь может сдать купленный, например). Но для этого надо постоянно заходить на сайт железной дороги и проверять. Из-за таких неудобств возникла идея – разработать скрипт, который будет вместо меня ходить и проверять наличие билетов по заданным параметрам, раз уж такая функция не доступна на rw.by. 
- Это коммерческий проект? 
- Нет. Коммерческой задумки проект никогда не носил и не носит, он писался только на личном энтузиазме. Первоначально он представлял собой консольное приложение – которое я запускала только для себя. Затем начала делиться скриптом со своими друзьями и знакомыми, которые тоже с трудом покупают билет на поезд. Но скрипт был без пользовательского интерфейса и поэтому некоторым, особенно гуманитариям, было сложно разобраться, чтобы его запускать. И ещё компьютер, где выполняется скрипт, нельзя выключать и он постоянно должен быть подключен к интернету. Вот и возникла идея обернуть этот механизм в сайт. Так он и перерос в веб-приложение. Зато теперь любой может зайти на сайт и отследить интересуемый билет. Кроме того,  зарегистрированные пользователи могут смотреть статус отслеживания и историю поиска. 

- Сколько уже существует ваш сервис?
- Проект я начала делать осенью 2013 года, но он долгое время существовал просто как консольное приложение для себя. Лишь спустя полгода, когда вечером зимой было много свободного времени, закончила основную работу над веб-приложением. Сайт запущен на домене www.tickets-waiter.by уже год. На основании отзывов посетителей и пользователей сервиса, я постоянно улучшаю функциональные возможности сервиса. 
- Есть какие-то конкретные планы по развитию проекта?
- Панирую реализовать возможность бронирования билета - чтобы сервис доводил процесс до момента оплаты, тогда место забронируется на 20 минут. А также разработать мобильные версии сервиса.
- Какими проектами вы занимаетесь еще или планируете заниматься? Может, хотите в дальнейшем поучаствовать в каком-нибудь стартапе?
- Занимаюсь только рабочими проектами и Tickets Waiter в свободное время. Для стартапа нужна стоящая идея. Если такая появится, то обязательно займусь её воплощением или с удовольствием присоединюсь к какому-нибудь стартапу.
- А уже приглашали?
- Одногруппники из магистратуры хотели создать один веб-ресурс, рассказывали о нем, предлагали присоединиться. Но я пока больше увлечена своим сервисом. Ведь очень важно, чтобы идея нравилась, тогда она и реализуется проще!
- Как вы проводите свое свободное время? Читала в вашем твиттере, что вы любите шопинг. 
- Нуу, шопинг - это святое! Кто ж из девушек его не любит? Я хожу по магазинам до тех пор, пока ноги не заболят, да и потом тоже хожу! Люблю готовить и вышивать, но сейчас занимаюсь этим реже – времени не хватает, стараюсь хоть немного заниматься спортом - хожу в бассейн и бегаю на стадионе. Думаю, интересы не очень отличаются от других барышень. Разве что клубы я не люблю. Хожу иногда, но не с таким энтузиазмом, как мои подруги. Путешествовать люблю, но пока что мало где была, надеюсь, ещё все впереди. Сейчас хожу на курсы английского. Вот подтяну язык и поеду практиковать. О! Ещё нравится кататься на коньках. Вечерний каток напоминает мне детство, мы с родителями часто ходили кататься на коньках по вечерам. 
- И, вообще, много ли свободного времени у программиста?
- В принципе, у меня стандартный рабочий день с 9 до 18. А потом я свободна. Иногда приходится задержаться позже, потому что скоро релиз, например, или потому что у коллег из других стран другой часовой пояс, а с ними нужно обсудить вопросы. Единственное, что отличает профессию программиста, это то, что уйдя в 18 часов с работы, это не значит полностью оставить дело на работе. Оно может у тебя крутиться в голове весь вечер и ночь. У нас нефиксированный рабочий график. Некоторые приходят к обеду и уходят позже. Главное - сделать задание! А тут уж кто как привык - у кого-то продуктивность выше утром, а у кого-то ночью, но я в этом деле стараюсь придерживаться стандартных рабочих часов.


1 комментарий: